Мастерская Лебедевых / История кружевных хитросплетений

Возникновение кружева восходит к началу 16 века – начало эпохи Ренессанса, возрождение Европейской мысли и эстетики. В искусстве человеческое тело становится культом. Великие художники начинают обнажать его в своем творчестве, демонстрируя красоту и величие плоти. Новаторская идея создать материю, которая, с одной стороны, сама по себе является апогеем развития ремесел и ткачества, а, с другой, не только не скрывает, но и всячески подчеркивает гармонию человеческого тела, воплотилась в идее кружева.

Уже к середине 16 века кружево становится непременным атрибутом одежды дворян. Примерно в то же время в языках разных стран появляется термин, обозначающий кружево (lace, spitze, point de Venise, merletto, mantilla, encaje a mano).

Нити, из которых делают кружева, могут быть хлопковыми, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии используются даже нитки из алоэ. Лен, растущий на полях Брабанта во Фландрии, позволяет выделывать такую нить, из которой получаются особенно воздушные кружева. Ее плетут в сырых подвалах, чтобы кудель была влажной, а нить эластичной и тонкой.

Ручное кружево бывает плетеным либо шитым. То, как плетут кружево, можно увидеть и теперь в удивительных магазинчиках сказочного города Брюгге (Фландрия, ныне входящая в состав Бельгии), где с 1972 года открыт Кружевной Центр с целью возрождения забытых традиций. Узор кладут на круглую подушку, а кружевница, укрепив концы нитей булавками, втыкает булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывает коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимает прежде воткнутые и втыкает их в новые места, следуя узору. Шитое кружево выполняется иголкой с ниткой. Рисунок наносится на пергамент, кружевница наметывает по линиям рисунка толстую нитку, затем шьет орнаменты, заполняя середины, вшивает связки тюля и нашивает рельефные контуры. Затем ножницами разрезает наметку, соединяющую кружево и пергамент.

Эскизы для кружевных рисунков создают известнейшие художники и ювелиры . Многие из их эскизов используются и сейчас. Итальянскими художниками 16 века создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий.

В Италии славятся своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Альбиссола, Милана. С конца 16 века самое известное кружево - венецианское, так называемое, «стежок в воздух».

17 век становится наиболее выразительным в эре французской элегантности. Кружевом украшают костюмы маршалов и офицеров, кавалеров и придворных дам. Кружево становится модным аксессуаром не только в одежде, но также и в декоре карет, кроватей, алтарей.

Первые российские кружева плетут в 17 веке для царского двора из золотых и серебряных нитей.

Людовик XIII в 1613 году издает закон, который должен положить конец разорительной склонности французов, тративших на приобретение кружев целые состояния. Франция вскоре находит выход из создавшегося положения, но не с помощью запретов, а благодаря развитию кружевного дела и кружевных центров во Франции, для чего из Венеции срочно выписывают лучших мастеров.

Название знаменитого фламандского гипюра «гипюр англетэр» объясняется политико-экономическими причинами. В 1662 году английский парламент запрещает ввоз фламандского кружева и поощряет выпуск отечественного. Однако спрос столь велик, что фламандское кружево ввозится в страну контрабандой и продается под видом английского.

В Шотландии кружевное мастерство достигает расцвета во время царствования Марии Стюарт, которая сама является мастерицей в этом деликатном рукоделии.

В Испании на кружева тратится так много денег, что король Филипп III издает в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.
В Швеции изготовлением кружева занимаются монахини.
В 18 веке наибольшим успехом пользуется чрезвычайно тонкое кружево с цветочными гирляндами, бантами, голубями. Шелковое тонкое кружево «блонд» - излюбленное во времена ампира, а кружева, насыщенные цветами и листьями с золотой и серебряной нитями, идут на знаменитую испанскую мантилью.
- В 1804 году англичанином Джоном Хэдкоатом изобретен кружевной ткацкий станок. Он доставлен в Кале (на севере Франции) и впервые использован для производства тюля. Техника Heathcoat исключительно оригинальна, детали (катушки, челноки) выполнены из тончайшего металла. Для работы на таком станке необходимо обладать столь же высоким уровнем мастерства, как и для производства ручного кружева.
Первое произведенное на станке кружево настолько убедительно, что крайне трудно отличить новые изысканные вещи, которые носят представительницы буржуазии, от семейных кружевных реликвий, которыми так гордятся аристократки.
Не смотря на то, что процесс производства кружев постоянно усовершенствуется, сам станок, его детали и принцип работы остаются, теми же, что и в начале 19 века. Тем не менее, и сегодня лучшим признано кружево, произведенное именно на этих «антикварных» станках.

Вернуться в раздел "Кружево"